serafimm ([info]serafimm) wrote,

Крестники

— К р е с т н и ч е к твой нынче невесту привёз, ты уж приходи, Маврунь, будем петь, как положено, — очередной раз услышал я это странное для некрещёной и неверующей бабушки слово и снова вспомнил вдруг тонкую спицу, фигуру петушка на её рукоятке, горящие свечи, увиденные сквозь щель печной занавески, странные стихи нараспев...

... Долгие послевоенные годы в стране были запрещены аборты по желанию женщины, —
требовались особые показания, да и с ними бы-ло не всё так просто.
И даже когда наконец аборты были разрешены, — сделать их в деревне было практически невозможно. Следовало ехать в «район» — то бишь в районный центр, где был соответствующей квалификации персонал и техническая возможность для подобных процедур.

Но разрешить-то разрешили, а позором и чем-то грязным эта процедура всё равно осталась и никакой врачебной тайны за собой не несла: даже если на «выскребание» приходила девица взрослая и сама решающая — всё равно до её деревни весть доносилась через пару-тройку дней, обрекая на косые взгляды и плевки вслед. «Скинуть» было позорнее, нежели «понести» без мужа. Потому многие решались на поиски старушек-умелиц по такому делу...

— Твёрдо ли решила, хорошая моя? — спрашивала дрожащую девицу бабушка.
— Д-да...
— Ну тогда сиди, слушай, смотри, сегодня буду готовить тебя, а завтра уж и дело сделаем.

Она ставила на стол большую деревянную, крашенную чёрным потрескавшимся лаком шкатулку, доставала красную бархотку, сложенную вчетверо, расстилала её, затем укладывала сверху странного вида спицу с крючковатым загнутым остриём и рукоятью в форме петушка, поднявшего в испуге крылья...

Всё это время она негромко приговаривала то ли стихи, то ли молитвы со странными
рифмами, из которых слышалось:

— ...Будем-будем мы искать,
Как нам деточку убрать,
Спи, малютка, спи, малыш,
Больше в мамке не поспишь...


Потом трясущаяся посетительница ложилась на топчан, установленный в центре комнаты, по обе руки от неё ставились на пол две обрезанные стеклянные колбы, на дно которых, капнув расплавленным воском, прикреплялись две свечки, принесённые самой девочкой.

Продолжая нараспев приговаривать, бабушка вдруг затихала, проводила недрогнувшей ладонью сквозь пламя обеих свечей и говорила:
— Мальчик... это хорошо, мальчики лёгонькие, выпрыгивают сами, а этот ещё и с
чёлочкой, заводной, попрыгун...
На обнажённый живот укладывалась спица, свисая за край своей петушковой рукоятью, спицу двумя сухонькими ладошками бабушка прокатывала от груди до самого низа живота и обратно несколько раз, продолжая разговаривать с кем-то незримо присутствующим бессмысленными для меня, подглядывающего, словами:

— Катись-катись, веретено,
Мне расскажи, что знать дано,
Как птенчик малый будет жить
И как же нам его сгубить...


Вдруг она толкала рукоять этой страшной «спицы» девочке и требовала:
— Возьми в руку крепко, сама прокати веретёнку, что почуешь — кричи.
Испытуемая бралась за петушка и с воплем отдергивала руку:
— Горячая!
— Всё правильно, всё правильно, — шептала ей бабушка, — знач, эта процедура для тебя последняя, знач, больше не «понесёшь», как вычистим тебя завтра, — петушок знак дал...

Потом был чай со зверобоем, мятой и душицей, который посетительница пила, обжигаясь и боясь отказать, потом бабушка расчесывала ей волосы, повторяя уже другие стихи:

— Власы и головушка,
Молчи, моя соловушка,
Не кричи молодушке
О мальчонке-солнышке...


Расставаясь, сговаривались на завтра, на одиннадцать вечера, со своей простынёй и ватой-бинтами.
Назавтра никто не приходил.
Как они находили бабушку, как именно её им рекомендовали — загадка...
Знаю только лишь, что в трёх крупных деревнях у неё были «товарки» — знакомые старушки, приходившиеся дальними родственницами, кумами иль вовсе седьмой водой на киселе, про которых шла известная молва, — вот к ним и обращались «понёсшие» молодицы, а те уже и направляли их к бабушке.

Проходили месяцы, иногда — годы...
В сенках я вдруг видел плачущих женщин, целующих испуганной бабушке руки, суровые отцы семейства совали конверты с пухлым содержимым, но денег бабушка не брала.
Тогда и появлялись наутро крынки с ещё парным молоком у ступенек крыльца, шмат
сала в туеске, кусмище масла, завёрнутого в несколько слоёв пергамента и уложенного в самодельную липовую корзинку. Однажды на моих глазах из военного уазика выгрузили целый ящик венгерских яблок — невиданное лакомство среди сибирской зимы.

А уж если бабушке надо было нанять машину для перевозки дров в её хатку — то, несмотря на все уговоры взять деньги, машину пригонял очередной «крестничек» и брал только то, что положено «по совести», — на бутылку красненького.
В результате молоко она относила соседу, пропойце и туберкулёзнику, которого иногда распекала за золотые руки, прикладываемые только к «шапочке» беленькой поллитровки, яблоки доставались и родным внукам, и соседской цыганской семье.

— Неужели НИ ОДНА так и не пришла на второй день? — однажды, незадолго до её инсульта, решился спросить я.
— Приходили... две... — в её уже не видящем правом глазе появилась маленькая слезинка.

И ведь точно, я вспомнил — «Сыр тут кхар-на, про лав?» — разговор бабушки с совсем юной, фигуристой, лет 14-ти на вид, цыганочкой, которая пришла и на второй день. Какие уж причины толкнули её, которую с радостью бы принял бы любой табор, на такое — не знаю... Как не знаю и причин, которые были у другой, высокой и такой же чернобровой девочки, с резким властным голосом, с которой бабушка разговаривала на каком-то языке, похожем на немецкий, резком и рубленом. Окончания встреч с теми непреклонными посетительницами я не дождался и судеб их не знал.

— И ты их?.. — не смог закончить я.
— Да ну-у, что ты, — петушок не дал пропасть, выручил, — уже сквозь слёзы улыбнулась бабушка... — Помнишь рыбку фаршированную?
И точно — однажды у порога обнаружилось большое красивое блюдо, в котором лежала завёрнутая в фольгу огромная щука, внутри которой было что-то напихано — с неописуемым вкусом, — такого блюда не делали ни мама, ни сама бабушка.
А цыганочка... — про неё стало тоже понятно, когда я вспомнил про любимые бабушкины бусы, каждый шарик которых был скреплен из четырёх частей и был сделан из какой-то странной, почти невесомой древесины.

...Когда я стоял на кладбищенской тропинке, не решаясь подойти, успокоить плачущего отца, сидевшего у могилки, я заметил несколько человек, преимущественно женщин, терпеливо дожидающихся в сторонке ухода последних посетителей с места последнего приюта бабушки. Среди ждущих были и дети разных лет, и молодые парни.

Наконец отец встал, поправил венки, бросил последний взгляд на свежую землю и медленно пошёл к выходу, не утирая слезы.
Стоящие поодаль немного выждали, а потом стали поочерёдно подходить к могилке,
что-то шептать и раскладывать поверх всех венков цветы. Никого из них я не видел на поминках.
Сложив цветы, взрослые встали вокруг сотворенного, а в это время маленькая девчушка положила на ленточку верхнего венка, мне показалось, какую-то игрушку, похожую на карамельного петушка, завёрнутого в целлофан.

...Прошёл почти год, я приехал в «родительский день» на кладбище, никому не говоря о своем появлении, — и ещё с тропинки увидел то, что потом оказалось лесом из карамельных петушков, стоящих в изголовье бабушкиной могилки. Уже темнело, но люди с петушками всё подходили и подходили...
Tags: бабушка, истории

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 162 comments
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →

[info]dir_for_live

August 27 2007, 07:17:45 UTC 4 years ago

В мемориз.
Спасибо.

[info]serafimm

August 27 2007, 07:29:53 UTC 4 years ago

Как уж вышло..

[info]veliss

August 27 2007, 07:49:43 UTC 4 years ago

Спасибо

[info]serafimm

August 27 2007, 08:00:36 UTC 4 years ago

Пожалуйста.

[info]egika

August 27 2007, 08:23:14 UTC 4 years ago

Спасибо, солнышко.

[info]serafimm

August 27 2007, 12:01:00 UTC 4 years ago

Не ожидал такой обширной реакции:)

[info]egika

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]egika

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]egika

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]egika

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]yanka_32

August 27 2007, 08:37:37 UTC 4 years ago

спасибо большое. правда, не знаю даже, что еще сказать.

[info]serafimm

August 27 2007, 12:02:38 UTC 4 years ago

Да и не надо. Пожалуйста:)

[info]marinta

August 27 2007, 08:39:14 UTC 4 years ago

настоящее. спасибо

[info]serafimm

August 27 2007, 12:04:03 UTC 4 years ago

Да, не хотелось, чтобы выглядело фальшивым, это верно.

[info]nata_for

August 27 2007, 08:46:43 UTC 4 years ago

"спи, малютка, спи малыш,
больше в мамке не поспишь.."
- мороз по коже...

Спасибо.

[info]serafimm

August 27 2007, 12:05:56 UTC 4 years ago

К счастью, я не все из этих стихов помню.
Когда перечитал и вспомнил обстоятельства покадрово - самого пробрало. Да еще теми, детскими, глазами..

[info]gaizer

August 27 2007, 09:18:48 UTC 4 years ago

ну епрст... что ни креатив - в мемориз.... до глубины души.

[info]serafimm

August 27 2007, 12:06:52 UTC 4 years ago

Супругу не напугай - может, это ей ни к чему сейчас..

[info]mavpa_lisova

August 27 2007, 09:30:38 UTC 4 years ago

Неожиданно и трогательно

[info]serafimm

August 27 2007, 12:07:12 UTC 4 years ago

Спасибо:)

[info]badka

August 27 2007, 10:41:24 UTC 4 years ago

страшно представить.

[info]serafimm

August 27 2007, 12:08:08 UTC 4 years ago

Однако, увы, было.

[info]badka

4 years ago

[info]dimulenka

August 27 2007, 11:26:44 UTC 4 years ago

Вот это проза. Да. Хоть и сюжетная. Классическая. Понравилось. Рад за Вас. Но не завидую.

[info]serafimm

August 27 2007, 11:31:02 UTC 4 years ago

Чему и почему?:)
В смысле зависти.

[info]dimulenka

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]stepaniuk_irina

August 27 2007, 19:52:44 UTC 4 years ago

даже не верится, что так могло быть на самом деле...
и как Вы все стихи смогли запомнить! поразительно!
как будто в каком-то новомодном мистическом сериале....

[info]serafimm

August 28 2007, 01:47:33 UTC 4 years ago

Стихи - просто врезались.
Даже без понимания сути их (ну, как в детстве "Пора-пора-порадуемся на своём веку красавице ИКУПКУ.." дети пели, считая эту Икупку за имя красавицы:) )
Ребенком я много эмоциональных вещей помню.
А, допустим, фактологические - путаю иногда. Вот, на днях, нашел одноклассника, так оказалось, что перепутал что там у кого-то кто-то украл - а ведь это было в восьмом-девятом классах. То есть, я более давнее помню лучше, чем свежее, да, притом, еще и , как говорил - эмоциями.

Anonymous

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]vladi_m

August 28 2007, 01:24:37 UTC 4 years ago

довели до слез...неужели правда?

[info]serafimm

August 28 2007, 01:49:59 UTC 4 years ago

Не хочется плакать над вымыслом?
Но ведь над Белым Бимом плачем, не задумываясь, что всё это - сказки..(не сравниваю себя, упаси..)
Просто..вопрос часто задают:)
Правда.

[info]vladi_m

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]el_sonlca

August 28 2007, 02:11:18 UTC 4 years ago

прям.. зацепило..
Спасибо.

[info]serafimm

August 28 2007, 02:30:15 UTC 4 years ago

Значит, немного получилось.
Рад.

[info]qwercus

August 30 2007, 06:19:31 UTC 4 years ago

вы удивительно хорошо пишете

[info]serafimm

August 30 2007, 06:24:01 UTC 4 years ago

Ох, грызут меня вечные сомнения..
Но - спасибо:)

[info]volya

September 20 2007, 11:17:57 UTC 4 years ago

спасибо

если бы не на работе - обревелась бы.

[info]serafimm

September 20 2007, 16:15:41 UTC 4 years ago

Re: спасибо

Я сам иногда реву над своим же..

[info]tseytlin

October 3 2007, 19:10:58 UTC 4 years ago

Ни хрена себе. Вот это сила.
Это же просто Божий дар, вы понимаете? Пишите, пишите ещё.

[info]serafimm

October 4 2007, 08:11:39 UTC 4 years ago

Писал тут чуть ниже ответ на коммент и раза три опять увидел неотвеченное про "Божий дар".
Нескромно, конечно, да и фиг с ним - зато приятно:)

[info]eternele

3 years ago

[info]serafimm

3 years ago

[info]eternele

3 years ago

[info]daim0s

October 4 2007, 03:44:44 UTC 4 years ago

Re:

А что именно - стиль, качество, слог, тема, косяки?

-Нарочито разорванный слог и обилие многоточий. Размазано.
-Выделение слов со з н а ч е н и е м и их несоответствие друг другу (сначала "крестничек", потом вдруг "процедура")
-Попытки предложить читателю самому заполнить полученные в первом пункте пробелы при помощи его (читателя) моральных ориентиров. А они просто обязаны быть совершенно неоднозначными по поднятому вопросу. Получается, что разрывы только углубляются.

Простите, что сюда отвечаю, в коммунити еще раз вступать-выступать не хочется.

[info]serafimm

October 4 2007, 04:37:56 UTC 4 years ago

Re:

Воо, спасибо, вот это по делу.
Сейчас прикинем..

1. -Нарочито разорванный слоги
Ммм..никакой нарочитости, чес слово. Это мой естественный слог, как бы коряв иль благозвучен он ни был. Полагаю, именно он был первичен для неприятия вами текста? Это нормально и естественно, это я четко понимаю. К примеру, Платонов в своих текстах очень..в к у с е н, но вкусен, как сгущенка - а её не съешь столько зараз, потому оскомину набивает и тошнит - запросто соглашусь, что от меня может быть оскомина, никаких обид.
...Размазано
Вот тут не соглашусь, потому что, боюсь, у нас с вами ращзные критерии размазанности. Ну да это тоже нормально - сугубо индивидуальное восприятие у каждого. (но, добавлю, порезать и подсократить вполне не помешало бы, тут я судить не могу - воля профессионалов)
и обилие многоточий.
Каюсь - да. Тут не поспоришь. Сам их править не могу, не чувствую, когда перебарщиваю с ними - надеюсь, что редакторы (ежели до них дойдет) почикают такие вещи. Мне даже кто-то из профессиональных редакторов говорил про многоточия. Не знаю, насколько крутой косяк, но он есть, вы правы. Кто-то его пропускает, а кого-то цепляет.
2. и их несоответствие друг другу (сначала "крестничек", потом вдруг "процедура")
Вот этого не понял я. Которое - несоответствие? Почему и как они должны соответствовать?
Перебарщивать с ними - могу, наверное (Ю.Семенова, признаться, начитался). А вот несоответствия - не вижу и не разумию:(
3. А они просто обязаны быть совершенно неоднозначными по поднятому вопросу
Я ведь не пасхальную речь пред Синодом читаю, я не Патриарх и не мерило ценностей, а равно и совести, посему - никому ничего не обязан, в моральном плане, а, значит, могу доверить своим читателям выбор позиции или полное на неё забивание. Ведь помимо "поднятого вопроса" это еще и художественный (в меру мнимых или существующих талантов автора) текст. Хоть он и является вольным пересказом реальных событий.

В любом случае - спасибо, что разложили по полочкам неприятие, не поленились, - хоть такая критика, признаюсь, более остра (не огрызнешься на неё "сам дурак"), но и более понятна.

[info]daim0s

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]elo4ka

October 4 2007, 08:24:31 UTC 4 years ago

.

[info]allegecityrat

October 4 2007, 08:27:12 UTC 4 years ago

PRd

[info]serafimm

October 4 2007, 08:30:09 UTC 4 years ago

А как это перевести?

[info]serafimm

4 years ago

[info]freedomcry

4 years ago

[info]gxost

4 years ago

[info]freedomcry

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]freedomcry

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]jovaniry

1 year ago

[info]un_reve

October 4 2007, 09:00:29 UTC 4 years ago

До мурашек по коже...

[info]serafimm

October 4 2007, 16:37:52 UTC 4 years ago

Приятно, что проняло.

[info]quick_justice

October 4 2007, 10:20:43 UTC 4 years ago

статистику по криминальным абортам не напомните?

[info]serafimm

October 4 2007, 16:38:06 UTC 4 years ago

Вы что-то этим хотели сказать?

[info]serafimm

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]serafimm

4 years ago

[info]katya_catarina

October 4 2007, 14:17:10 UTC 4 years ago

Отлично!
Даже мурашки по коже

[info]serafimm

October 4 2007, 16:36:54 UTC 4 years ago

Ага, у меня мурашки - тоже показатель, особенно к музыке относясь.
Спасибо.

[info]libellule_fun

October 4 2007, 16:19:27 UTC 4 years ago

Спасибо:)

[info]serafimm

October 4 2007, 16:40:18 UTC 4 years ago

:)

[info]katoga

October 4 2007, 17:33:17 UTC 4 years ago

До слез...

[info]serafimm

October 4 2007, 17:45:30 UTC 4 years ago

Спасибо.

[info]gospatent

October 4 2007, 19:17:41 UTC 4 years ago

Мне почему-то из Людмилы Улицкой вспомнилось сразу, из "Кукоцкого" :
"Внутри матки находилась проросшая луковица. Чудовищная битва между плодом, опутанным плотными бесцветными нитями, и полупрозрачным хищным мешочком, напоминавшим скорее тело морского животного, чем обычную луковку, годную в суп или в винегрет, уже закончилась.
- Прошу обратить внимание. Это беременная матка с проросшим луком. Луковица вводится в шейку матки, прорастает. Корневая система пронизывает плод, после чего извлекается вместе с плодом. В удачном случае, разумеется. Неудачные попадают ко мне на стол или прямо на Ваганьково… Вторых больше…"

[info]serafimm

October 5 2007, 02:23:07 UTC 4 years ago

Да, меня тоже до мурашек это пробирало..
И потом, когда фильм смотрел..
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…